Учебный план
начального общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Михайловская основная общеобразовательная школа»
на 2017 -2018 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану.
Нормативно – правовая основа формирования учебного плана.
Учебный план государственного образовательного учреждения МБОУ «Михайловская ООШ» на 2017 -2018 учебный год сформирован на основе следующих нормативно – правовых документов:
Законы:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
Приказы:
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
(в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);
- приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;
- приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;
- приказ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413».
Письма:
- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;
- письмо от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;
- письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;
- письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;
- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями).
Устав МБОУ «Михайловская ООШ», утвержденный Постановлением Администрации Константиновского района от 27.02.2014 г. № 265
Общая характеристика учебного плана
Общая направленность учебного плана:
- формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)
- формирование и развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
Цели и задачи учебного плана:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- готовность к продолжению образования на следующей ступени основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса.
Содержание образования на начальной ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, результатом которого являются личностные, метапредметные и предметные достижения в рамках ФГОС.
- план обеспечивает реализацию основной образовательной программы начального общего образования МБОУ « Михайловская ООШ» в полном объеме.
Учебный план школы составлен таким образом, что позволяет педагогическому коллективу выполнять главную функцию – он помогает создавать условия для обеспечения развития школьников с учетом их индивидуальных возможностей, способностей и образовательных потребностей. Таким образом, мы обеспечиваем условия для достижения гарантированного уровня образования каждым конкретным учащимся в соответствии с требованиями государственного стандарта.
С целью раскрытия и формирования личностной культуры в содержании образования реализуются следующие принципы построения учебного плана:
- гуманизация образования;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- интегративность учебных дисциплин;
Структура и содержание учебного плана.
Учебный план представляет недельный вариант распределения учебных часов начального общего образования.
Согласно «Положения о режиме работы школы» МБОУ «Михайловская ООШ», утверждённого приказом от 5.09.2013 г. № 81 продолжительность учебной недели - 5-дневная.
Учебная нагрузка не превышает максимальный объем аудиторной учебной нагрузки.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет в 1 классе – 33 недели, во 2-4 классах – 34 недели. Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3039 часов.
Каникулярный период составляет 30 дней без учёта летних каникул. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Расписание занятий составляется с учётом различных форм организации занятий, выборности ряда курсов, соблюдение санитарно- гигиенических особенностей учащихся разного возраста.
В основе организации лежит взаимосвязь и взаимодействие всех структур коллектива школы: учитель – ученик – родитель – администрация.
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4- летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
В 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения:
в первом полугодии (в сентябре, октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – 4 урока по 45 минут каждый); в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Во 2 -4 классах продолжительность урока – 45 минут.
Учебный план начального общего образования МБОУ «Михайловская ООШ» на 2017 – 2018 учебный год в рамках государственного образовательного стандарта начального общего образования предусматривает выполнение основной образовательной программы начального общего образования.
Особенности учебного плана
В ходе освоения образовательных программ начального общего образования формируется внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося 1-4 классов:
-система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
-универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
-познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Содержание образования на начальной ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира.
Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, результатом которого являются личностные, метапредметные и предметные достижения в рамках ФГОС.
В начальных классах МБОУ «Михайловская ООШ» реализуются ФГОС начального общего образования.
Учебный план включает следующие обязательные предметы:
«Русский язык», «Литературное чтение», «Английский язык», «Математика», «Окружающий мир», « Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».
В 1-4 классах для усиления предмета «Русский язык» выделен 1 час в неделю из регионального компонента с целью воспитания любви к русскому языку, развития речевой и мыслительной деятельности, усиления внимания учащихся к образованию и формирования у них подготовки, необходимой к продолжению образования на последующих уровнях.
Учебный предмет «Литературное чтение» изучается в 1-3 классах в объеме 4 ч в неделю, в 4 классе в объеме 3 ч в неделю.
Учебный предмет «Английский язык» изучается в 1- 4 классах в объеме 2 ч в неделю.
Учебный предмет «Математика» изучается в 1- 4 классах в объеме 4 ч в неделю.
Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах изучается по 2 ч в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 ч в 4-х классах. Родителями (законными представителями) обучающихся были выбраны два модуля ОРКСЭ «Основы православной культуры» и « Светская этика».
Учебный предмет «Музыка» изучается в 1-4 классах в объеме 1 ч в неделю.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в 1-4 классах в объеме 1 ч в неделю.
Учебный предмет «Технология » изучается в 1-4 классах в объеме 1 ч в неделю.
Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» изучается в 3- 4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» с целью обеспечения всеобщей компьютерной грамотности.
Обязательный учебный предмет «Физическая культура» изучается в объёме 3 ч в неделю на уровне начального общего образования.
Основными задачами физической культуры на ступени основного общего образования являются:
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями разных видов спорта, предусмотренных рабочей программой, а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.
Формы промежуточной аттестации
Аттестация учащихся начинается со II четверти 2-го класса и осуществляется по четвертям , с аттестацией в конце каждой четверти в соответствии с «Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществления текущего контроля их успеваемости».
Формами промежуточной аттестации являются:
- письменная проверка - письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.
Учебный план (недельный)
на 2017 – 2018 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования